Производители продукции ценят внимание публики и стремятся стать узнаваемыми среди широкого круга потребителей. Этому способствует государственная регистрация товарного знака. Суть ее состоит в следующем:
- производитель разрабатывает оригинальный вид товарного знака и подает пакет бумаг на его регистрацию;
- специальный госорган изучает заявку и принимает решение.
Внимание: в общем порядок регистрации товарного знака описан в параграфах ГК РФ. Кроме того, существует ряд подзаконных актов, детализирующих процедуру.
У российских производителей есть два пути получения права интеллектуальной собственности на логотип. Отличаются они адресатом подачи заявки. Пакет бумаг можно направить в Роспатент (как и при получении патента на изобретение) или международное бюро. Второй путь на первом этапе экономнее. То есть международная регистрация товарного знака обходится предпринимателю в целом дешевле. Но наличие иностранной регистрации создает иные проблемы производителям продукции.
Рассмотрим, как зарегистрировать товарный знак и в каких ситуация рационально обращение в международные инстанции. Во сколько обойдется процедура, чем международная регистрация товарного знака отличается от российской и какие проблемы могут появиться у владельца международного сертификата.
Кто регистрирует логотип
Процедура приема заявок и регистрации товарного знака проводится специализированным государственным органом – Роспатентом. Специалисты этого подразделения обязаны:
- осуществить проверку правильности составления заявки и полноты предоставленной информации;
- сверить заявленный образец товарного знака с уже зарегистрированными логотипами;
- провести анализ товарного значка на соответствие нормам действующего законодательства;
- произвести патентование путем выдачи соответствующего документа.
Подсказка: вся информация о новом логотипе заносится в реестр. Последующие заявки будут сравниваться с уже патентованным знаком, что исключит не только повторение, но и степень сходства.
Роспатент работает с предпринимателями. Это означает, что принимается заявка на регистрацию товарного знака у:
- индивидуальных предпринимателей;
- юрлиц.
Подсказка: статус официальной регистрации указывается в форме заявления и тщательно проверяется.
Принимается заявка на товарный знак у непосредственного претендента или его представителя. Законодательство требует, чтобы в форме заявления было указано то лицо, которое занимается оформлением документов. Для претендента на собственный логотип это означает следующее:
- Запатентовать товарный знак можно самостоятельно, что сократит расходы, но увеличит время работы с документами. Как правило, новички в таком кропотливом деле совершают ошибки.
- Заказать услугу «регистрация товарного знака под ключ». Это позволит сократить время, но приведет к дополнительным тратам. Стоимость услуг специализированных фирм немала, зато результат гарантирован.
Подсказка: передачу права инициировать регистрацию марок иному юрлицу или ИП следует оформить договором. Если заявление ООО на регистрацию товарного знака будет производить должностное лицо (работник фирмы), то необходима доверенность.
Пошаговый алгоритм для предпринимателей
Разберем подробно, как на практике зарегистрировать товарный знак самостоятельно. Пошаговая инструкция поможет претендентам сэкономить массу времени и сил. Кроме того, ниже приведем типичные ошибки людей, занимающихся сбором документов. Следует знать, что оформлены бумаги должны быть идеально, иначе заявку оставят без рассмотрения.
Алгоритм действий (план мероприятия) таков:
- Подготовительный этап. Необходимо произвести тщательный разбор товарного значка на элементы. Цель такой работы – это выявление совпадений с уже имеющимися в реестре символами.
- Составление заявки на регистрацию товарного знака самостоятельно. Этап ответственный. Нужно указывать только реальные, полностью соответствующие нормам действующего законодательства сведения. Ошибки значительно повысят общую стоимость процедуры.
- Подбор необходимых документов. Проверка пакета.
- Подача заявки в Роспатент. Нужно иметь в виду, что зарегистрировать логотип можно различными способами, в том числе с использованием интернета.
Подсказка: в течение всего времени, пока заявка будет находиться в Роспатенте, нужно внимательно отслеживать поступающую корреспонденцию. Служащие госоргана могут в любой момент потребовать предоставления дополнительных сведений о тех товара (услугах) на которые оформляются логотипы.
В первую очередь, необходимо понимать, что такое патент на товарный знак и для чего он нужен. Это мы подробно рассмотрели в соответствующей статье. Кроме того, регистрация логотипа представляет собой формализованную процедуру. Это можно расшифровать следующим образом:
- Каждый этап процедуры подробно описан в инструкции, которой руководствуются госслужащие. Федеральная служба не имеет права ни на йоту отступать от норм законодательства. Следовательно, претендент обязан полностью выполнить требования, предъявляемые к тем, кто желает зарегистрировать товарный знак. Иначе получить сертификат будет невозможно.
- Кроме того, товарный знак может быть зарегистрирован только в том случае, если в нем нет элементов, совпадающих с уже прошедшими процедуру логотипами. Значит, заявитель обязан самостоятельно сверить его с теми, что уже включены в реестр. В противном случае претендент получит отказ, а это увеличит время прохождения процедуры (все придется начать сначала).
Подсказка: не может быть осуществлена регистрация прав на содержащий запрещенные законом символы товарный знак. Следует внимательно проверять логотип на наличие элементов, которые закон считает экстремистскими или наносящими вред обществу.
Государственная регистрация товарного знака производится на основании заявки, составленной по утвержденной форме.
Скачать заявку на регистрацию товарного знака
В нее вносятся такие сведения:
- информация о заявителе;
- подробное описание товарного символа;
- перечень товаров, которые планируется маркировать.
Подсказка: перечень товаров должен быть полным. Использование зарегистрированного товарного знака на упаковках предметов, не включенных в список, запрещена. Потребуется внести изменения в документы. А эта услуга имеет собственную стоимость.
Считается, что зарегистрировать товарный знак самостоятельно довольно сложно. На самом деле это не так. Просто процесс требует внимательности и сосредоточенности. Регистрация логотипа предполагает предоставления полных сведений о заявителе. К ним относятся следующие:
- ФИО индивидуального предпринимателя (по паспорту);
- наименование общества (по регистрационным документам);
- адрес регистрации берется тот, что внесен в соответствующий государственный реестр (предпринимателей или юрлиц).
Внимание: вышеуказанные сведения необходимо подтвердить документально, чтобы специалистам Роспатента было удобнее проводить проверку. Необходимо приложить копии бумаг, из которых взяты сведения.
Кроме того, организация должна предоставить заверенные копии правоустанавливающих документов: устава и учредительного договора. К бумагам прилагается квитанция об уплате госпошлины (стоимость разберем чуть ниже).
Регистрация определенного товарного знака проводится только по данным, внесенным в реестр ИП или юрлиц. Если человек закроет предприятие или прекратит действие предпринимательства в процессе проведения процедуры в отношении товарного знака, то в регистрации будет отказано.
Разберем для понимания пример. Допустим, логотип зарегистрирован на имя Иванцова С.П. При заполнении заявки ИП сделал ошибку и написал свою фамилию так: «Иванков». В этом случае будет признано незаконное использование марки. Ведь она принадлежит несуществующему Иванкову С.П. Получится, что правообладателя могут обвинить в применении незарегистрированного знака, хотя он полностью прошел всю полагающуюся процедуру.
Именно для этого все данные проходят проверку. Информация, вписанная в свидетельство о регистрации товарного знака, должна полностью соответствовать регистрационным бумагам ИП или ООО. В случае ошибки в регистрационный документ придется вносить изменения, за отдельную цену.
Хотелось бы обратить внимание на еще одну важную тонкость в составлении заявления. Регистрируя логотип, необходимо связать его с товарами (группами таковых). Это означает, что знак прикрепляется к тем средствам, которые производит предприниматель. Причем специалисты проверят правильность и реалистичность предоставленной информации. Если на фабрике стоит линия по производству женских курток, то нельзя включать в заявку еще и панируемые мужские жилеты, которые ныне еще не шьются.
Рядом с наименованием товара ставится его кодировка по МКТУ. Желательно также не допускать ошибок. При проверке их обязательно выявят, что приведет к отказу в выдаче лицензии.
Подсказка: реестр товаров (МКТУ) представляет собой сложную структуру. Одни и те же наименования включаются в различные разделы исходя из их вида, назначения, материалов и т. д. Полученный перечень должен оказаться максимально полным.
В заявку обязательно включается изображение марки, что понятно для всех регистрирующих таковой. К картинке также предъявляется ряд требований. Она должна быть:
- четкой и понятной;
- выполненной в цвете;
- иметь подробное описание.
Кроме того, элементы предлагаемого к регистрации логотипа не должны иметь совпадений с частями уже зарегистрированных товарных знаков. В их отношении проводится отдельная экспертиза. Желательно заранее убедиться, что знак уникален. Это относится ко всем видам логотипов, включая звуковые и световые.
Следует подробнейшим образом описать знак. Если в нем используются иностранные буквы, то приводится русская транскрипция, ведь процесс регистрации товарного знака осуществляется в российском правовом поле. Всего необходимо подготовить восемь карточек с идентичными изображениями. Они должны иметь квадратную форму со стороной 8 см.
Подсказка: допускается прямоугольное изображение (10х8 см).
В 2017-2018 годах госорганы предоставляют заявителям широкий выбор удобных средств связи. Так, направить пакет можно следующими способами:
- лично принести (передать через представителя) в Роспатент (г. Москва, Бережковская набережная, 30, корп. 1);
- направить:
- письмом с описью вложений;
- факсом;
- электронной заявкой (требуется установка специального ПО).
Подсказка: если бумаги отправлены факсом, то необходимо подтвердить их оригиналами через определенный период.
Сколько стоит зарегистрировать марку
К первоначальной заявке требуется приложить квитанцию. Причем платить заявителю придется за различные услуги:
- за формальную проверку 2 700,0 р.;
- за изучение логотипа на схожесть с уже зарегистрированными – 11 500,0 р. (по каждому классу товарных групп).
Следовательно, стоимость проверочных работ будет зависеть от содержания заявления. Чем больше товаров, тем солиднее сумма взноса. Но оплачивать ее сразу не нужно. С заявкой направляется квитанция на 2,7 тыс. р., чтобы специалисты проверили форму.
После того как заявка будет принята (то есть заполнена верно), придет сообщение о необходимости внесения следующих сумм. Они оплачиваются за то, что специалисты сравнят логотип с теми, что уже включены в официальный реестр.
Подсказка: за оформление свидетельства о регистрации нужно будет внести еще 16,2 тыс. р. Но этот завершающий платеж производится, когда все проверки проведены, группы и имена товаров исследованы и так далее.
О сроках
Необходимо подготовиться к длительному ожиданию ответа и плотному сотрудничеству с Роспатентом. Срок регистрации обычного товарного знака составляет более четырнадцати месяцев. Специалисты Роспатента в любой момент могут потребовать дополнительную информацию или разъяснение.
Отвечать следует в течение трех месяцев, чтобы заявку не аннулировали. Кроме того, нежелание сотрудничать с госорганом увеличит срок регистрации лицензионного договора. Необходимо знать, что сведения о поданной заявке в обязательном порядке обнародуются в официальном бюллетене. Делается это для того, чтобы правообладатели могли следить за соблюдением законности в отношении своей интеллектуальной собственности. Им также отводятся сроки на подачу жалобы или иска.
Для сведения: международная регистрация товарного знака занимает меньше времени. Полезна она больше для производителей, работающих с иностранными контрагентами и завоевывающих зарубежные рынки сбыта.
Информация о статусе заявки отображается на портале Роспатента. В отношении обращения проводится ряд проверок. Это указывается рядом с ее номером. Заявитель в любой момент может проверить статус. А при желании рассказать о нем своим торговым контрагентам или клиентам.
Выдача сертификата
Регистрация лицензионного договора на товарный знак заканчивается предоставлением ответа из Роспатента. Она может быть положительной, тогда необходимо оплатить остаток пошлины и отправить квитанцию в госорган. Если же специалисты нашли нарушения, то дадут мотивированный отказ. Его можно опротестовать в суде. Кстати, в этом одно из преимуществ обращения в Роспатент. Ведь процедура международной регистрации российского товарного знака не предполагает разбирательств в отечественных судебных инстанциях.
Зачем регистрировать товарный знак? Право на логотип закрепляется за предпринимателем на десять лет. Никто иной не может маркировать товар таким знаком, а это делает товар узнаваемым среди клиентов. Кроме того, товарный знак можно сдать в аренду. Но об этом мы поговорим в следующей статье.
Автор: Паняева Надежда